7 слагаемых классного портрета
Речь пойдет не о стандартном ремесленном подходе — техника, свет, фон, ракурс, поза. Все это лишь инструменты. Если для Вас портрет — это эмоции, характер, интеллект, ирония, обаяние, то Вы понимаете, что далеко не каждый может все это увидеть и передать…
В общении люди воспринимают около 25 % визуальной информации. Остальные 75% — это эмоциональный заряд, уверенность, обаяние, подача… Как картина художника складывается из маленьких мазков кисти, так и образ на фото складывается из живых и естественных перепадов света и тени. При высоком разрешении сейчас можно поры на коже рассматривать, но какое это отношение к образу имеет? Картины под лупой только реставраторы и эксперты рассматривают — остальные наслаждаются общим образом произведения. На практике, когда идет обработка изображения в редакторе, то окончательная редакция происходит только когда ты смотришь на фото в полном размере и немного расфокусировав взгляд — именно тогда становятся видны основные свето — теневые переходы, которые и формируют ощущение от снимка.
Кому-то будут не интересны технические детали создания образа, но именно здесь формируется один из главных вопросов при организации съемок — Нужно ли отдавать исходники? Главное, чтобы ваш портрет нес вашу индивидуальность и отголосок вашего настроения. Чтобы передавалась атмосфера кадра.
Пост обработка фото значит сейчас очень много. Раньше, когда все процессы были химические, тоже была и ретушь, и виньетирование, и поправки на экспозицию и даже коллажи. Поэтому, не использовать сейчас фотошоп, говоря о некой «натуральности» это скорее манерность… Есть разница в выборе фото из фото сессии у модели и фотографа — поэтому мне видится верным представить сначала все фото для выбора. И сделать это можно прямо в день съёмки.
Про физиогномику. В портрете одна из главных составляющих — это эмоция. С опытом можно увидеть свойственные лицу эмоции и передать именно их, что напрямую связано с гармоничностью образа. А теперь то, о чем вам никогда не рассказывали. Гармония образа складывается именно в подсознании. Эмоция передаваемая снимком должна быть естественна для модели, для мимического рисунка лица. За годы жизни именно переживаемые человеком эмоции начинают отражаться в лице и мы это подсознательно считываем. Так вот, на лице человека может одновременно присутствовать несколько эмоциональных слепков. У многих с годами формируется асимметрия и две стороны лица отличаются друг от друга. Здесь кроется миф про «рабочую сторону» — просто одна сторона лица несет большую позитивную эмоцию, обладает большей харизмой или обаянием. А в драматическом портрете возможно именно другая сторона лица лучше может передать настроение, которое мы хотим отразить на снимке. Так и получается, что человек даже в чертах своего лица многогранен. За счет света и ракурса можно акцентировать внимание на разных фрагментах лица и передавать в нужной пропорции разные эмоции, присущие одному лицу.
Когда удаётся передать атмосферу, насыщенность эмоциями — тогда и можно сказать, что кадр перестаёт быть простой фиксацией двухмерного пространства. Тогда и возникает магия снимка.
Итак, из каких слагаемых формируется портрет? Технически из: Композиции, Световой схемы, Образа (одежда и макияж), Локации (фон), Технических характеристик оптики, Пост обработки и главное — Эмоционального наполнения образа.
Светотени, характеристики оптики, контровой свет — все это только инструменты, которыми передаётся настроение, атмосфера кадра
Что же НЕ сможет передать на фото любитель — и неважно что у него в руках смартфон или навороченная модная зеркалка? Только то, чего нет в нем самом! Если в нем нет чувства композиции, то кадры будут тяжело восприниматься и взгляд будет бежать от такого изображения. Если нет понимания значения света, то картинка будет не гармоничной и отталкивающей. Если нет чувства пространственной перспективы, то кадры будут получаться плоские и невыразительные.
Собираясь на фото сессию, вы выбираете не технику или локацию, в первую очередь вы выбираете чьими глазами Вас увидят и что могут увидеть в Вас.